Роль Бесплатной музыкальной школы в просветительских тенденциях в сфере музыкального образования

Информация » Просветительские тенденции в отечественной музыкальной культуре и музыкальном образовании в шестидесятые годы XIX века » Роль Бесплатной музыкальной школы в просветительских тенденциях в сфере музыкального образования

Страница 1

В конце 50-х и начале 60-х годов Россия словно воскресала к новой жизни. Бесплатные воскресные школы, общеобразовательные и художественные, возникали во всех концах России, интеллигентный класс повсюду устремлялся со всею горячностью души помочь общему невежеству, глубокой безграмотности массы. Одним из представителей этого благородного дела был Г.Я. Ломакин.

В 1860-х годах Ломакин часто виделся с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым и А.Н. Серовым. Разговор обыкновенно шел у них о музыкальном прогрессе, о развитии искусства хорового пения, о превосходстве хора графа Шереметева (которого Ломакин был капельмейстером), и многие приходили в негодование, что такое музыкальное сокровище, как этот хор, доступно только малому числу слушателей, тогда как он должен бы быть общим достоянием. Ломакина вызывали на более внешнюю и обширную музыкальную деятельность. И.А. Мельников, любимый ученик Ломакина, подговаривал его составить городской хор. Стасов говорил: "Готовьте нам учителей, Гавриил Якимович; этого мало, что вы сами умеете учить: вас не будет – и кончено! Нет, оставьте после себя учителей". А М.А. Балакирев проводил мысль открыть бесплатную музыкальную школу, к которой бы примкнуло общество любителей, музыкантов и певцов, и где его роль была бы управлять оркестром, а Ломакина – хором. Не смотря на многочисленные занятия Ломакина, он горячо ухватился за эту мысль, прельщаясь надеждою привлечь в эту школу массу народа со свежими голосами, дать возможность талантам бедных людей учиться бесплатно и, дав им музыкальное образование, составлять из них громадные хоры. М. А. Балакирев тоже имел свои золотые мечты. Широкое поле деятельности открылось перед ними, и они живо решили осуществить свои замыслы. Мелькнула мысль у Ломакина о хоре графа, как средстве заручиться помощью на первых порах, но не легко было решиться беспокоить графа просьбою жертвовать своим береженым хором для публичного концерта. Однако, устройство народной музыкальной школы – предмет столь уважительный, что можно было надеяться на патриотизм графа Шереметева. Ломакин, не находя других источников для начала своего дела, решился прибегнуть к графской помощи. Нужно было много расположения и великодушия со стороны графа Шереметева, чтобы отдать свой дорогой хор на суд публики, и, не смотря на небывалость подобного случая, по доброте своего сердца, он уступил просьбам Ломакина. Имея в своем распоряжении столь богатый материал, Ломакин занялся выборкою репертуара, присоединил к хору лучших своих учеников и учениц, а также и любителей и любительниц, и дал концерт в зале Дворянского Собрания 11-го марта 1862 г., в пользу открытия новой "Бесплатной Музыкальной Школы". Сбор с концерта дал достаточные средства и возможность приступить к открытию "Бесплатной Музыкальной Школы". Испросивши разрешение генерал-губернатора и найдя временное помещение для первых собраний в зале медико-хирургической академии, по содействию президента академии, Дубовицкого, было объявлено в газетах об открытии "Бесплатной Музыкальной Школы" 18-го марта 1862 года. Любопытных явилось множество, с голосами и без голосов. Отслужили молебен. Ломакин обратился к присутствующим с маленькою речью о нравственной пользе искусства, коснулся первых правил музыки самым удобопонятным способом, перепробовал голоса, записал фамилии и назначил день для следующего собрания. Основание школы положено. Затем Ломакин и Балакирев составили программу обучения в школе: элементарный класс, класс сольфеджио, одиночное пение, церковное пение, теория музыки, игра на скрипке для желающих сделаться в последствии учителями церковного пения. Число желающих учиться в Бесплатной школе было с самого же начала так громадно, что граф Шереметьев, стоя у окна своего дома, следил за проходящими в классы (в его доме) и ужасался их многочисленности: "Точно в церковь валят", - говорил он своей старушке Татьяне Васильевне.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

“Карнавал животных”
Ирония судьбы в том, что это, быть может, самое популярное произведение Сен-Санса было тем сочинением, которое композитор совершенно не предполагал публиковать. Единственный номер из этой “Большой зоологической фантазии” (таков авторский подзаголовок к “Карнавалу”), которому Сен-Санс позволил появ ...

Гедеон - спаситель Израиля
Мы часто в категорической форме требуем того, чего не заслуживаем, и часто беремся за такое дело, для которого наши руки слабы. Гедеон думал по-другому. Как и мы, он в мыслях никогда не приходил к тому, чтобы стать храбрым солдатом и военным полководцем. Также не мог он даже вообразить, в то время ...

Iluvatar
Iluvatar Стиль "Iluvatar" не подлежит определению одним словом. Содержащий прочную роковую основу, он включает в себя тонко вплетенные элементы джаза, классики и психоделии, оставаясь при этом вполне форматным для радиоэфира. Взявшая свое название по имени одного из персонажей толкиеновс ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru