Просветительская работа, проведенная педагогами-реформаторами в 60-е годы
XIX
века, со временем вылилась в новую методику обучения, новые взгляды на музыкальное образование. Но и спустя годы просветительская деятельность начатая в то время не прекращалась, так как не смотря на успешно положенное начало и указание курса направления необходимая цель не была достигнута – Россия по-прежнему оставалась малограмотной в музыкальном плане.
Одним из продолжателей дела начатого Ломакиным, Балакиреевым, Стасовым и другими, являлся Сергей Иринеевич Танеев. Роль С.И. Танеева в музыкально-творческой, музыкально-образовательной жизни России была необычайно велика в силу его авторитета и присущих ему высоких эстетических взглядов на искусство. Поэтому его активное участие в организации и работе Московской Народной консерватории, организованной в 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры, в том числе Е.Э. Линевой и Б.Л. Яворского, и сыгравшей важную роль в музыкально-просветительской педагогике, с самого начала придало ей внушительный характер и имело немалое значение в распространении идей этого нового демократического музыкально-просветительного учреждения.
В стремлении Танеева к открытию народной консерватории среди прочих его поддержала Е.Э. Линева, которая выступила в печати, предлагая открыть народную консерваторию. "Наступило время, когда начинает признаваться право каждой личности на развитие ее способностей и талантов, когда преобразование должно сделаться всенародным", - писала она в 1905 году.
Московская Народная консерватория ставила перед собой цель содействовать народному музыкально-эстетическому воспитанию, внедрять музыкальную культуру в широкие слои населения путем общего музыкального образования. Было открыто два отделения: общего музыкального образования – хоровые классы и специального музыкального образования – сольные классы.
С.И. Танеев усматривал одну из важнейших задач Народной консерватории в том, "…чтобы дремлющие творческие силы нашего народа пробились наружу… Надо думать, что эти силы, заглушенные рабством государственного гнета… могут быть вызваны наружу и проявить себя – вот благородная задача, которую могла бы поставить себе целью Народная консерватория".
Здесь вели педагогическую работу композиторы С.И. Танеев, А.Д. Кастальский, В. Калинников, Н.К. Метнер; музыковеды Н.Я. Брюсова, Н.Д. Кашкин, Е.Э. Линева, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский; дирижеры Н.М. Данилин, К.С. Сараджев, П.Г. Чесноков; пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, певец Л.В. Собинов. Каждый из этих выдающихся музыкантов вошел в историю отечественной музыкальной культуры. Руководящую группу народной консерватории составили музыкально-общественные деятели самого большого масштаба по дарованию, знаниям, инициативности и идейной устремленности – С.И. Танеев, Е.Э. Линева, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова.
Вся деятельность Танеева была пропитана не только просветительским, но и революционным духом – в 1905 году он делал денежные взносы в стачечный комитет для семейств бастовавших рабочих.
Композитор неоднократно выступал в печати за автономию Московской консерватории, за право Художественного совета самостоятельно решать дела консерватории. Танеев выдвигал ряд необходимых реформ, связанных с усовершенствованием учебного процесса (разделение консерватории, где обучение было девятилетним, на низшее – музыкальное училище и высшее – консерваторию).
Вообще идеи Танеева, его высказывания о задачах Народной консерватории, о значении хорового исполнительства, народно-песенного творчества, о координации музыкальных дисциплин в музыкально-эстетическом воспитании стали ведущими в становлении новой системы музыкального просвещения.
Еще на заседании Музыкально-этнографической комиссии в 1905 году при обсуждении основных принципов и методов общемузыкального эстетического образования в будущем музыкально-просветительском учреждении – Московской Народной консерватории – С.И. Танеев высказал мысль о том, что для начала нужно открыть не концертные – собственно консерваторские классы по сольному исполнительству, существование которых он считал необходимым для выдающихся талантов, а музыкальные училища (курсы, классы) в разных местах города для всех ищущих музыкального развития. Во время споров, возникших в педагогической среде по важному вопросу – об основном направлении учебных занятий в Народной консерватории, С.И. Танеев отстаивал необходимость ориентации, прежде всего, на общемузыкальное воспитание в хоровых классах. Хор, хоровое исполнительство он считал той основой, на которой должно начинаться общее музыкальное развитие широких масс.
Информация о музыке:
Опера С. С. Прокофьева "Война и мир"
Опера С. С. Прокофьева "Война и мир"
Опера в тринадцати картинах с хоровым прологом; либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л. Н. Толстого.
Действующие лица:
Князь Николай Андреевич Болконский
бас
Князь Андрей Болконский, его сын
баритон
Кня ...
Поиск идентичности «русской школы»
Характерные черты этой «школы» Владимир Стасов описал в 1882-1883 годах в программной статье «Наша музыка за последние 25 лет»[xv][15]:
Глинка думал, что он создает только русскую оперу, но он ошибался. Он создавал целую русскую музыку, целую русскую музыкальную школу, целую новую систему. [ .] Д ...
Великая Суббота
В этот Великий день Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, и вместе с тем предуказывает скорое наступление великого события Воскресения Христова.
В исключительных, особенных службах этого дня Церковь, проливая слезы любви и скорби, призывает всех к святейшему ...