Хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись практически творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки; в них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры. Поэтому посещение хоровых классов являлось обязательным не только для учащихся этих классов, но и для обучающихся в сольных специальных классах. Такая установка содействовала воспитанию широкого музыкального кругозора, помогала слушателям вокальных классов понять органическую связь хорового и сольного пения.
Даже кандидаты в специальные классы, не принятые из-за недостатка вакансий, должны были посещать хоровые классы. Это было необычайным и новым в существовавшей системе музыкального образования. Вопрос о единстве хорового и сольного исполнительства не был разработан вокально-хоровой педагогикой.
Для установления единых методов в преподавании хорового и сольного пения были образованы совместные комиссии, которые объединяли свою деятельность и на совместных заседаниях обсуждали программы обоих классов.
Подобно учителям Бесплатной музыкальной школы, С.И. Танеев не только не отрицал значение русской музыки в мировой культуре, но и проповедовал ее. Более того, Танеев придавал важное значение в музыкально эстетическом воспитании народных во многом масс народно-песенному творчеству, которое высоко ценил. "Я лично питаю очень большое доверие к музыкальным способностям русского народа… То неисчерпаемое богатство народной музыки, которое было создано в течение предшествующих веков и отголоски которого представляют народные песни, может служить показателем, какие богатые музыкальные силы заложены в недрах русского народного гения, бессмертных народных мелодиях, которые составляют недосягаемые образцы для нас, ученых музыкантов", - говорил композитор.
Московская Народная консерватория была первым музыкально-учебным заведением, где народно-песенное творчество не только изучалось, но и являлось одной из основ всей учебной и концертно-просветительской деятельности, где был введен специальный учебный курс "Народная песня". На занятиях учащиеся знакомились со строением народных песен, читали с листа и разбирали песни из сборников Н.А. Римского-Корсакова, А.М. Листопадова, Е.Э. Линевой. В народно песенном творчестве руководители консерватории видели богатейший материал для разработки аналитического метода преподавания музыки. О широком использовании фольклора на занятиях свидетельствуют учебные пособия, составленные Е.Э. Линевой и Н.Я. Брюсовой.
В программу консерватории впервые в истории музыкального образования вводится своеобразный курс, который получил название "слушанье музыки". Занятия по слушанью музыки проходили небольшими группами в классах Б.Л. Яворского, Н.Я. Брюсовой. Б.Л. Яворский придавал этому предмету большое значение. Он и его единомышленники считали, что слушанье музыки – наука, "которой предстоит стать одной из основ всей системы профессионального и общемузыкального образования". "Опыт показывает, – писала Е.Э. Линева, – что примеры из сочинений лучших композиторов помогают запечатлеть в памяти различные теоретические правила и развивают эстетический вкус учащихся несравненно быстрее, чем механическое "задалбливание" интервалов на примерах, не заключающих в себе элементов музыкальной красоты". Известный советский хоровой дирижер А.В. Свешников, вспоминая годы учения в Московской Народной консерватории, отмечал, что теория музыки усваивалась "незаметно на каждом занятии хора, - не зазубривалась, а запоминалась в процессе художественного занятия".
Говоря о музыкально-просветительской деятельности С.И. Танеева в Московской Народной консерватории, нельзя не отметить его участие в работе одного из первых рабочих хоров на Пречистенских курсах. Эти курсы были основаны Русским техническим обществом в 1897 году для малограмотных и неграмотных рабочих, ремесленников. Обучение на курсах предоставляло им возможность получить начальное и среднее образование.
Работу по эстетическому просвещению на Пречистенских курсах вели такие талантливые представители передовой художественной культуры, как скульптор А.С. Голубкина, театральные деятели А.Д. Дикий, Е.Б. Вахтангов, музыканты Е.Э. Линева, В.А. Булычев.
Следя за деятельностью Танеева, наблюдая какую горячую поддержку получила его деятельность мы можем прийти к выводу, что просветительские тенденции не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели еще большую популярность.
Информация о музыке:
Русская культура: с Вагнером или без него?
Элла Махрова
Так уж случилось, что к Вагнеру, как ни к одному другому композитору, русская культура относилась с особым пристрастием. Оценочные полюса этого пристрастия постоянно менялись, и, как правило, на диаметрально противоположные. Были на то и внешние историко-политические причины и резоны ...
История оперы в Германии
Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы. В начале своего существования немецкая опера име ...
Eurythmics
Eurythics
Дэвид А. Стюарт (р. 9 сентября 1952, Сандерленд, Англия) и Энни Леннокс (р. 25 декабря 1954, Абердин, Шотландия). Всемирную популярность дуэт завоевал благодаря замечательному слуху Стюарта в способности писать совершенные песни для своей музыкальной партнерши Леннокс. Оба артиста положи ...