Для музыки естественнее доминирование слуховых впечатлений. Известно, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру. Полученное возбуждение "разливается" по клеткам зрительных, двигательных, кожных и других анализаторов, затрагивая сохранившиеся в их центрах отпечатки прежних раздражений. Так возникает разветвленная система новых и старых очагов возбуждения. Эта система сигнализирует о своем содержании в другие центры мозга, вызывая ответную реакцию, которая "приводит к образованию эмоциональных, субъективно оправданных комплексных очагов возбуждения". "Кладовая следов" называется памятью, хранимые в ней богатства — накопленным жизненным опытом. Полученные мозгом новые раздражения возбуждают клетки, хранящие старые отпечатки (154). Активизированные представления разные по характеру (эмоциональные, слуховые, зрительные и другие) значительно расширяют, обогащают воспринимаемый образ, связывают его с жизненным и эстетическим опытом человека (М.Г. Арановский, М.П. Блинова, В.Д. Остроменский и др.). Следовательно, механизм музыкального воздействия включает:
а) прямое психофизиологическое воздействие звуков музыки;
б) сложноопосредованные эмоциональные связи, складывающиеся в жизненной практике, в процессе восприятия музыки;
в) предметно-эмоциональные ассоциативные связи, которые также складываются в жизненной практике человека.
Таким образом, возникшие в процессе восприятия музыки ассоциативные представления (зрительные, слуховые, комплексные и т.д.), становятся эмоционально окрашенными образами (М.П. Блинова, А.Г. Костюк, В.Д. Остроменский, Г.Н. Кечхуашвили и др.).
Следовательно, "в механизме воздействия музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее в воздействии музыки, как и других произведений искусства, заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому, что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций (переживаний), мыслей". При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки.
Индивидуальные свойства воздействия музыки основаны, прежде всего, на некоторых особенностях слуховых впечатлений по сравнению, например, с впечатлениями зрительными. Экспериментальным путем установлено, что слух приносит приблизительно в 30 раз меньшее количество прямой информации о внешнем мире, чем зрение. Однако психофизиологическое воздействие звуковой среды много сильнее, чем оптической, так как в структуре биологического развития человека она занимает специфическое место, господствующее при восприятии речи, музыки и других сложных звуковых сигналов (НО). Активность зрительных впечатлений слабее слуховых, так как последние психологически связываются с представлением о действии, движении, извлекающих звук./На преимуществах воздействия звуковой сигнализации основаны особенности влияния музыки, связывающие музыку с речью, которая также в первую очередь обращена к органам слуха.
Информация о музыке:
Bauhaus
Bauhaus
В один из вечеров 1978 года гитарист Дэниел Эш позвонил своему бывшему школьному другу Питеру Мерфи и предложил ему замутить "что-нибудь эдакое". Тот согласился и за выходные они набросали несколько песен типа "Dark Entries", "In The Night", "Boys" и ...
Eloy
Eloy
Одна из наиболее популярных немецких команд 70-х годов "Eloy" прошла через несколько стадий своей длинной карьеры, в течении которой лишь Франк Борнеманн (гитара, вокал) оставался постоянным членом группы. В первый состав "Eloy", собравшийся в 1969 году кроме Борнеманна во ...
Die Krupps
Die Krupps
"Die Krupps" заслужили себе признание тем, что смешали электронику с металлом. Команда образовалась после развала панковской банды "Male", существовавшую с 1976 по 1980 год и возглавляемую гитаристом и певцом Юргеном Энглером. Сменив банк на электронные ритмы, Юрге ...