Какими приемами добиться приобретения необходимейших для понимания музыки современной эпохи навыков - дело метода. При организации преподавания музыки в общеобразовательной школе ни в каком случае не следует избегать проблемы музыкальной эволюции, понимаемой как развитие своеобразного эмоционального языка, т.к. эта проблема связывает музыку с важнейшими социальными проблемами. Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим.
Какие методы ни были найдены, завоевать достойное место музыки в школьном воспитании и образовании могут только сами педагоги, если выработают в себе в достаточной мере четкое сознание того, что музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать “непосвященных” схоластической премудростью.
Музыка, как один из видов искусства, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Она, непосредственно обращаясь к чувствам, вызывает независимые от воли человека, глубокие эмоциональные реакции. Музыка отражает определенные жизненные моменты и создает особое отношение к ним. Музыкальное искусство пользуется языком звуков, содержание ее составляет внутренний мир человека, его переживания, чувства. Выразительность музыки, сила ее огромного воздействия основана на активности слуховых впечатлений, на тесной связи с речью, являющейся основным средством общения людей. Полнота художественного восприятия зависит от уровня художественного развития человека. У девиантных и делинквентных подростков этот уровень довольно низок. Музыкальное образование и воспитание предполагает открытие эмоционально-личностных возможностей учащихся, их духовное становление. Музыка несет воспитывающее начало, поэтому использование музыки в целях оздоровления души и тела имеет тысячелетнюю историю.
Музыкальная педагогика считает, что музыка, основанная на классических и народных традициях, всегда стремится воплотить этико-эстетический идеал, пробудить в человеке добрые чувства.
Д.Д.Шостакович писал: “Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспитывающего злобу, ненависть, разбой. Может такие и создавались, но они бесследно исчезали, так как не могли быть большим искусством. Люди хранят в своей памяти только то, что помогает в борьбе за лучший мир”.
Музыкальное искусство, глубоко проникая в эмоциональную сферу, призвано осуществить связь души ребенка со смыслом окружающей жизни. Задача педагога помочь ему в этом.
К осознанному восприятию музыки учениками можно подойти через интонацию. С интонацией связано воплощение художественного образа в музыке. Интонация - основа музыкального общения и мышления. “Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение вырастает из одного, двух или нескольких “зерен”. В зерне-интонации содержится самое главное, что мы сразу же узнаем при повторениях и запоминаем” (Д.Б. Кабалевский “Программа по музыке”).
Информация о музыке:
1836-1842 гг. (между операми)
Годы расцвета творчества. Годы признания Глинки в России и за рубежом. В это время были написаны лучшие произведения: “Князь Холмский”, цикл романсов на Кукольника, лучшие романсы на стихи Пушкина – “Я здесь”, Инезилья”, “Ночной зефир”, “В крови горит огонь желанья”, “Я помню чудное мгновенье”; ро ...
О вопросах звуковысотного интонирования
В 19 веке, с появлением работы Гельмгольца «Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologiche Grundlage fur die Theorie der Music, Braunschweig, 1863[1]» было положено начало новому научному разделу в музыкальной теории – музыкальной психофизиологии. В последовавшей волне исследований, в этой об ...
Требование равномерной темперации
Это условие определилось в 17-18 веках, в процессе поиска системы настройки музыкальных инструментов с фиксированным строем, которая обеспечивала бы сохранение звуковысотных настроечных отношений между 12 музыкальными ступенями в любой тональной системе, то есть свободу модуляции и транспонировани ...