Следовательно, ритм, являясь одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Метр и ритм тесно взаимосвязаны. Если в ритме выражается соотношение звуков во времени, то метр служит мерилом этих соотношений. Именно рефлексы на отношения И.П. Павлов считал физиологической предпосылкой к образованию понятий, представляющих собой элементы мысли. Поэтому рефлексы на отношения и играют такую важную роль в познавательной деятельности человека. Особое воздействие через ассоциативные системы оказывает и лад — система взаимосвязи музыкальных звуков с ведущей ролью одного из них, названного для отличия от других главным тоном, или тоникой. Так, Блинова М.П. отмечает усиление состояния возбуждения при восприятии мажорного лада и усиления процесса торможения при восприятии минора. Причину такого явления ученый усматривает в психологических особенностях, а именно, во влиянии разных соотношений процессов возбуждения и торможения на эмоциональную сферу. Например, замечено, что "в основе страха, скуки, тоски и некоторых других неприятных чувств лежит чрезмерная трудность становления тормозящего процесса". Художественное моделирование эмоций на основе механизма ассоциаций осуществляют регистр ("часть диапазона музыкального инструмента или певческого голоса, которая состоит из ряда сходных по тембру звуков") и тембр ("окраска звука"). Низкие звуки, особенно при их усилении, создают в клетках мозга наиболее значительные очаги возбуждения.
Взаимосвязь эмоционального опыта человека и восприятия тембра обнаружил Л.А. Мазель: "чувство ликования предполагает светлую, радостную окраску ., эмоция отчаяния предполагает . темную, мрачную окраску" звука.
Художественные, в том числе музыкальные ассоциации присваиваются с детских лет наряду с овладением словесными обозначениями интонаций, звуков, настроений и чувств, поэтому в процессе длительного общения с музыкой возникают рефлекторные дуги, связывающие музыкальную информацию и слова, на которые эта информация "переводится". Происходит закрепление ассоциативных музыкально-речевых связей в форме условного рефлекса. При последующем восприятии схожей музыкальной формы, т.е. имеющей знакомые выразительно-изобразительные средства, ритмическую организацию и т.п., слова-"сигналы" актуализируются, и человек определяет лексическими средствами известные компоненты музыкального образа, свои эмоции и чувства, ассоциативные представления. Таким образом, воспитание способности к ассоциативному мышлению, сама ассоциирующая деятельность в процессе восприятия музыки становится могучим фактором учебной деятельности (В. Тасалов), помогающая ученику, у которого восприятие искусства носит конкретно-образный характер, правильно воспринять и осмыслить содержание учебного материала.
При изучении учебной литературы по детской и возрастной психологии выяснилось, что особое внимание психологов и педагогов вызывает проблема соотношения обучения и развития, с одной стороны, и связи личности и общего развития (памяти, мышления, воображения, эмоции), с другой. Учитывая единство процессов обучения и развития (С.Л. Рубинштейн), действие которого обязательно в любых учебных ситуациях, при любых условиях обучения, имеет основание для рассмотрения возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в аспекте проблемы исследования.
Информация о музыке:
Методы и приёмы обучения пению. Индивидуальный подход
"Программа ." предполагает целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.
К сожалению, некоторые практические работники формально подходят к решению программных задач по пению (да и по другим видам музыкальной деяте ...
Использование диатонических ладов в музыке Б. Бартока
Диатонические лады, будучи характерными для народной музыки, в профессиональное искусство проникли в основном через обработки народных песен и танцев или через стилизацию в духе таких обработок, придавая авторским произведениям ярко народный колорит.
Научная и творческая деятельность Бартока в об ...
Формирование навыка
Весь опыт человеческой деятельности, в том числе и в области музыки, можно разместить в четырех главных структурах: 1 - знания, постоянно накапливающиеся и изменяющиеся; 2 - способы деятельности и опыт их осуществления; 3 - опыт творческой деятельности; 4 - опыт эмоционально-ценностного отношения ...