Каким же образом рассмотренный "репертуарный" подход к богослужению влияет на профессиональное обучение детей церковному пению? Влияет он таким образом, что это обучение в настоящее время протекает по принципу музыкального воспитания, где церковное пение рассматривается как определенная часть мировой музыкальной культуры; при этом главным отличием от чисто светского искусства явлвляются богослужебные тексты и отчасти характер пения, но и его чаще всего определяет не смысл и содержание текста и его место в богослужении, а сложившаяся или произвольная музыкальная трактовка и различные исполнительские традиции, выражающиеся в конечном результате в определенной манере пения церковного хора.
Отсюда проистекает следующее: "репертуарный" подход к богослужению вызывает необходимость профессионального обучения детей церковному пению на основе западно-европейской музыкальной системы, развивающей у детей эмоционально-чувственное начало с точки зрения музыкального восприятия и инструментальный принцип воспроизведения пения - с точки зрения воспитания слуха и голоса; и, в свою очередь, такого рода музыкальное воспитание будет формировать у детей именно "репертуарный" подход к богослужению.
Но как объясноить в этом случае детям, что богослужение не есть концертное последование церковной музыки, а есть молитва, есть единение Небесной Церкви и Земной, есть предображение будущего Вечного Богослужения? Как объяснить им, почему для данного богослужения выбрано данное песнопение сочинения такого-то автора или из такого-то "обихода" или такого-то распева или напева - т.е. как обяснить им принцип описанного выше "репертуарного" подхода к пению за богослужением?
Значит, для воспитания у детей восприятия богослужения как молитвословия, облеченного в неразрывную систему пения и чтения, где одно проистекает из другого, и тем самым создается модель непрестанного ангельского славословия, необходим не "репертуарный", а ЦЕЛОСТНЫЙ подход к обучению детей церковному пению, как профессиональному, так и непрофессиональному. А для того, чтобы нам осмыслить этот целостный подход, нужно обратиться, хотя бы в обучении детей, к принципу РАСПЕВА (богослужебных текстов), являющемуся именно такой целостной системой, которая мелодически отражает предписания и требования Православного Устава относительно богослужебного пения.
В истории Русской Православной Церкви такая система существовала и была выражена в т.наз. "столповом" или, другими словами, "основном" распеве, распространяющемся главным образом на изменяемые песнопения богослужения, мудро руководимые стройной и детально разработанной системой "осмогласия", формировавшейся в недрах церковной жизни посредством соборного творчества; для неизменяемых же песнопений на Руси существовали и другие, более свободные распевы (хотя в этом можно усмотреть тоже некоторую "репертуарность", все эти распевы, альтернативные "основному" имели свою строгую церковную систему построения, мелодически ему не противоречили, а вместе с ним образовывали единую систему РАСПЕВОВ, и их употребление могло быть рекомендовано к тому или иному типу богослужения).
Таким образом, именно система осмогласия, выраженная в нашем русском варианте в столповом распеве, остаточные явления которого наблюдаются теперь в т.наз. "обиходном" пении, должна стать основой обучения детей церковному пению. (Я нарочито не употребляю здесь термин "знаменный распев", т.к. под ним можно во-первых разуметь любой распев, записанный специальными знаками - знаменами; во-вторых, под словом "знаменный" в настоящее время обычно понимают любое одноголосное пение, опыты употребления которого ведутся в некоторых храмах и часто вызывают по разным причинам известную реакцию; поэтому слово "знаменный" многих сразу же отталкивает.)
В настоящее время можно услышать и разные возражения вообще против распева, дескать наша духовная жизнь не соответствует этому роду пения, и что слух православного человека конца XX-го века уже не может воспринимать такой распев. Но если следовать этой логике, то и иконы в храме должны быть полностью заменены картинами религиозного содержания, а церковно-славянский язык - современным понятным языком, поскольку нынешний человек не может вместить ни того и ни другого; в таком случае, и вместо Св. Евангелия мы должны читать только его толкования или вообще его не читать, поскольку наша теперешняя жизнь не соответствует евангельскому духу. Что же касается слухового восприятия одноголосного или многоголосного пения, то тут все дело скорее в привычке и в определенного рода слуховом воспитании, а не в том, в каком веке мы живем; важно, чтобы это пение было именно РАСПЕВОМ СЛОВА, а не концертным исполнением той или иной "пьесы", даже если речь идет о исполнении древних песнопений. (Интересно отметить, что и древнее одноголосное пение на Руси не было в строгом смысле унисонным, а существовало с различного рода импровизированными подголосками - как в русском фольклоре, на основе которых, возможно, и возник принцип простейшей гармонизации церковных распевов, зафиксированной позже европейской музыкальной нотацией.)
Информация о музыке:
Некоторые проблемы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко
В современной музыкальной культуре из года в год возрастает интерес к музыке эпохи барокко. Концертные программы, составленные из произведений композиторов XVII–XVIII веков, неизменно собирают многочисленную аудиторию. Заметно увеличивается число исполнительских коллективов, ориентированных на ста ...
Петербургская музыка как синоним русской музыки
Представление Стасова о русской национальной опере, нашедшее воплощение в творчестве петербургских композиторов, оформилось только к концу 1880-х годов, когда понимание национального искусства под знаком эмансипации и интернациональной солидарности уже давно начало переходить в своего рода ранний ...
Рождество Богородицы
(8/21 сентября)
Тропарь, гласъ 4:
Рождество Твое, Богородице Дhво, радость возвhсти всей вселеннhй: изъ Тебе бо возсiя Солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву, даде благословенiе: и упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вhчный.
Кондак, гласъ 4:
Iоакимъ и Анна поношенiя безчадства, ...