Проблемы обучения детей церковному пению

Информация » Проблемы обучения детей церковному пению

Страница 1

Печенкин Г. Б.

В начале 90-х годов этого столетия, в связи с различными политическими переменами в нашей стране начала возраждаться литургическая жизнь нашего народа, о чем свидетельствует повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, возвращение святынь, образование общин, миссионерских организаций и многое другое.

Немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии наша Церковь отводила и продолжает отводить православному церковному пению и его обучению, поскольку наше богослужение напрямую связано с пением, являющимся орудием, посредством которого проповедуется БОЖИЕ СЛОВО, вместе с приличными для храма напевами образующее особый церковно-богослужебный язык.

Важно отметить в этом деле обучение церковному пению детей, причем можно выделить и разные задачи и стороны этого обучения, как-то: религиозно-просветительские, нравственно-воспитательные, историко-культурные, дидактические и др. Поскольку состояние богослужебного пения напрямую связано с нашим духовным состоянием, а от характера воспитания подрастающего поколения зависит и будущее духовной жизни нашей страны, очевидна немаловажная роль обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практической стороне будущего нашего православного богослужения и церковно-певческого искусства.

В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета - Закона Божия - знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет "Церковное пение". Из учеников перечисленных выше православных организаций составляются детские хоры, принимающие постоянно или эпизодически участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе всего положенного богослужебно-певческого материала или отдельных его частей.

По каким направлениям развивается в настоящее время на практике принцип обучения детей церковному пению? Здесь можно выделить два главных принципа - это профессиональное обучение и непрофессиональное.

К непрофессиональному обучению относится метод общего или более глубокого ознакомления детей без специального музыкального отбора с церковным пением в существующих формах и традициях - т.е. на первом этапе с основными молитвами, распеваемыми простейшими употребительными напевами (напр. "Отче наш" т. наз. "обычным напевом", "Царю Небесный" во глас 6-й киевского распева, "Богородице Дево" во глас 4-й киевского распева, "Достойно есть" во глас 8-й киевского распева и др.)

Какие главные методические вопросы обычно возникают при обучении детей пению в данном направлении в современных условиях? Это целый круг вопросов. Как учить детей пению - в сопровождении инструмента или без? Нужна ли при изучении простых напевов европейская музыкальная грамота и сольфеджио? Нужно ли обращать внимание на чисто вокальную сторону пения - т.е. заниматься с детьми дыханием, дикцией, "постановкой голоса" и существует ли "церковный вокал"? Как петь детям - голосом или фальцетом? Как учить детей петь - двухголосно или одноголосно? Если одноголосно, то как - по основному голосу, ведущему напев или по т.наз. "вторе" - т.е. надстроенной при двух- и более голосном пении вверх к напеву терции? (Этот вопрос, кстати, вызывает всегда ряд проблем - ведь в наших храмах при "общенародном пении" почти всегда поют по "вторе", которая является своеобразным искажением напева; объясняется это тем, что поскольку "втора" звучит выше, к ней легче подстроится голосом.) Если учить детей двухголосию, то на какой голос ориентироваться - на верхний (т.е. "втору") и к нему пристраивать нижний - поскольку так музыкально легче, или на нижний, с пристройкой к нему "вторы" - потому что так грамотнее? Необходимо ли на занятиях работать над "чистотой музыкальной интонации" и как объяснить ребенку без музыкальных данных, что он "фальшиво" поет, а в случае, если занятия проходят без инструмента, нужно ли учить детей петь в т.н. "темперированном строе" и каким образом? На что больше нужно уделять внимание на занятиях - на осмысление текста, на мелодию или на умение "распеть" текст? Наконец, как объяснить детям, почему в настоящее время за богослужением употребляется как "простое" пение - т.е. "обиход", так и "нотное" - т.е. авторские сочинения в концертном стиле и как последнее гармонирует с духом богослужения?

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Схема пасхального цикла. Подготовительные недели
1. О мытаре и фарисее. 2. О блудном сыне. 3. О страшном суде. [Мясопустная]. 4. Воспоминание Адамова изгнания. (Прощеное воскресенье). [Сыропустная] Недели св.Четыредесятницы (Великого поста) 1. Торжество Православия. 2. Память св.Григория Паламы. 3. Крестопоклонная. 4. Память преподобного ...

Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) Советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоре ...

Desperado
Desperado После распада " Twisted sister" Ди Снайдер (р. 15 марта 1955, Нью-Йорк; вокал) недолго раздумывал над тем, чем бы ему заняться. Что еще мог делать фронтмен, как не сколотить новою банду. Новый его проект получил название "Desperado". Коллеги Снайдеру подобрались не ме ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru