Проблемы обучения детей церковному пению

Информация » Проблемы обучения детей церковному пению

Страница 4

Но мы сейчас говорим не о полном переходе к "знаменному пению", ибо этот процесс будет протекать еще довольно долго, и спорных доводов в защиту и против него можно приводить очень много, а о целесообразности обучения детей церковному пению на основе "осмогласия" и принципа "распева". Не касаясь духовной стороны этого вопроса, приведем основные аргументы практической пользы обучения на рассматриваемой основе.

Во-первых, это обучение должно проходить, разумеется, в рамках одноголосия, что во многом упростит на первом этапе так сказать "хормейстерскую работу" учителя, т.к. все учащиеся будут петь в один голос, хотя при этом, конечно, возникнут другие сложности. (Известно, что многие учителя церковного пения, не наставив детей в основном - т.е. не научив их "мыслить и говорить" на языке "распева", сразу начинают учить детей многоголосию, в результате чего у многих обучаемых складывается впечатление, что церковное пение строится на трех музыкальных гармонических функциях - тонике, субдоминанте и доминанте, а это далеко не так, и что основной смысл пения состоит в чистом интонировании той или иной ноты и хоровом слиянии с другими голосами.)

Во-вторых, данный принцип обучения позволит объяснить, как теоретически, так и практически указания Устава относительно пения. (Многие ли из современных певцов, поющих ныне в храмах, знакомы с понятием "самогласен", многие ли могут грамотно распеть богослужебный текст на "подобен"?)

В-третьих, обучение детей на данной основе будет формировать у них подход к богослужению с точки зрения пения как к целостной системе и отношение к храмовому пению не как свободному искусству, сопровождающему богослужение, а как способу прочтения богослужебных текстов, т.е. как к "распевному чтению" с различной степенью мелодического расширения; тем самым даст детям более глубоко понять особый Язык Богослужения Церкви, осмыслить Богослужение как пение, и пение - как Богослужение.

В-четвертых, знание конструктивных основ столпового распева позволит детям ориентироваться в монастырских "обиходах", как одноголосных, так и многоголосных, фундаментом которых является именно этот распев.

Однако, при данном принципе обучения в настоящее время нельзя уходить в крайность: нужно знакомить детей и с употребительными в настоящее время распевами и напевами, в особенности, если речь идет о неизменяемых песнопениях богослужения, а также исторически сложившимися т.наз. "гласовыми напевками"- тогда это не даст большого разрыва между тем, что дети изучают на занятиях и что реально они слышат в храмах; т.е. нужно постараться сочетать как "основной" распев, так и "поздние" распевы. (К примеру, если дети сначала изучат "напевку" 6-го гласа киевского распева, которой поется известная им молитва "Царю Небесный", а позже выучат такую же "напевку" столпового распева, то им станет ясно, откуда взялся киевский распев.)

Подведем итоги. Все описанные выше проблемы и вопросы потребуют еще, по-видимому, глубокого осмысления бессистемности существующего ныне направления обучения детей церковному пению и признание необходимости определенных преобразований. И хотя опыты обучения детей на основе принципа распева уже ведутся, потребуется еще нимало времени на создание стройной, целостной системы обучения и необходимых методик, при разработке которых придется решать еще целый ряд вопросов, связанных с суммированием накопленных теоретических и практических данных в отечественной медиевистике и анализом как древнерусских, так и существующих методик обучения церковному пению.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация о музыке:

Монастырские распевы
Монастырские распевы появлялись в каждом крупном монастырском центре, первым из которых в Киевской Руси была Киево-Печерская Лавра. Славились также распевы других старых русских монастырей - Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского и Соловецкого монастырей, Оптиной пустыни. Все эти распевы полностью сф ...

Работа над выразительным исполнением
Согласно методике Т.И. Смирновой, над выразительным, эмоционально-образным исполнением, как уже отмечалось, необходимо работать с первого дня занятий, стремиться воспитать в ученике творческое отношение к любой музыкальной деятельности. Понимая и выполняя как основную задачу создание и воплощение ...

Рэп, скрэтч и хип-хоп
В начале 1980-х годов американские клубные ди-джеи на фоне инструментальной музыки с пластинок стали полупеть-полуговорить. Этот стиль назвали рэп. Повторение одной фразы с пластинки вперед и назад получило название скрэтч. А скрэтч в сопровождении только ударной установки стали называть хип-хоп. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru