Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме

Информация » Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме

Страница 14

Аналогичное подчинение должно быть свойственно и другим формам суггестивного воздействия на человека. В этом плане значительный интерес представляет исследование спектральных характеристик голоса различных "целителей" и "экстрасенсов", деятельность которых связана с фактором внушения, фактором подавления личности. Определенный интерес представляет также и исследование спектра голоса различных политических "вождей" в период становления тоталитарной системы. Впрочем, можно ожидать, что и у рядовых дикторов, работающих над внедрением в сознание масс ложных мировоззренческих установок, тембральные характеристики голоса будут обладать существенной долей дисгармоничности, свидетельствующей о преобладании здесь суггестивного начала. Кстати, по данным профессора В.П.Морозова, существенная дисгармоничность голоса наблюдается у дикторов Российского радио с начала девяностых годов.

Возвращаясь к проблеме рок музыки, можно предположить, что ее широкое распространение в современном мире так же способствует повышению внушаемости масс, и тем самым подготавливает почву для "харизматического" тоталитаризма. В результате комплексного воздействия такой музыки, как показывают исследования, у человека постепенно развивается "паралич мысленного процесса" (Дубров, 1988, с.160), на фоне которого, по признанию самих же музыкантов, они обретают способность "управлять мыслью и волей людей" и "дирижировать миром" (там же, с. 160). За счет агрессивно-навязчивой внешней формы в такой "антилогосной" музыке, безусловно, компенсируется недостаток внутреннего содержания, недостаток гармонии. Нечто подобное мы встречаем и в принципах организации любого тоталитарнго государства, а также и любой тоталитарной секты. В основу существования данных образований всегда закладываются ложные идеалы и ложные идеи. Они не выдерживают никакой серьезной критики и поэтому всегда нуждаются в поддержке дополнительными искусственными методами, направленными на создание духовной атмосферы искусственно вызванного единодушия, в которой только и возможно эффективное внушение. Эти методы могут включать в себя и физическое устранение инакомыслящих: ведь самим своим присутствием эти люди могут резко снизить суггестивный эффект.

Внутренний смысл подобных явлений раскрыл в свое время св. Дионисий Ареопагит: "зло возникает не от силы, но от слабости" (1994, с. 185), "его причина в бессилии,- во всех злых делах и явлениях мы видим прежде всего немощь" (Флоровский, 1992б, с. 111).

Истоки этой немощи - в постепенном изменении самой сущности человека, в постепенном затемнении в нем образа Божия.

Итак, онтологизация в свете христианского мировоззрения проблемы человека, судя по всему, способна принести определенные плоды. По крайней мере, становятся доступны пониманию те явления, внутренний смысл которых до сих пор ускользал от пытливого ума исследователей - золотое сечение в художественном творчестве и воздействие музыки на растения.

Возможности такой онтологизации были бы довольно ограничены, если бы не те изменения в понимании принципов мироустроения, которые внесла в современную жизнь точное естествознание, и которые связаны с отказом от картезианского разделения реальности. Однако, главные конструктивные принципы указанного подхода к миру связаны все же не с современной физикой, а с тем древним знанием, основание которого - Откровение, а движущая сила - преображенная Божественной благодатью интуиция. Именно с этими началами и связано практическое использование в христианской святоотеческой традиции представлений о человеке как образе и подобии Божием - тех представлений, которые полностью отсутствуют во всех философских системах как древних времен, так и современности.

Предоставленный самому себе человеческий разум до этих положений христианской антропологии, пожалуй, никогда бы не смог додуматься. В то же время, как было показано в статье, именно эти представления могут послужить основанием для решения современных мировоззренческих проблем.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Информация о музыке:

Игровое обучение музыке
Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развив ...

Штрихи на домре
Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи. Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, харак ...

Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных условиях
Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных условиях Печенкин Г. Б. В настоящее время под "знаменным пением" или "распевом" обычно подразумевают одноголосное ("унисонное") церковное пение, опыты исполнения которого теперь нередко можно услышать как на бо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru