Формообразующие средства гармонии

Страница 14

Тем не менее, происходящее в малой однотемной форме (период, простая двух - или трехчастная форма) тональное движение все же есть модуляция. Но только это модуляция слабая, малая, не выводящая за пределы тональности, что выясняется при сравнении ее с модуляцией настоящей, сильной, большой, в самом деле, отменяющем старую и устанавливающей новую тонику.

2. Большая модуляция есть тональное движение при переходе от одной темы к другой. Большая модуляция — движение на один порядок более высокое и сильное, чем малая. По сравнению с большой, малая модуляция, как правило, — вообще не модуляция, а разновидность однотонального изложения, то есть более широкий, чем при диатоническом ходе, охват гармонического пространства вокруг той же самой тоники. При соприкосновении модуляций обоих типов малая уподобляется всего лишь отклонению и кадансу на нетонической ступени. Большая же модуляция разрушает старый центр, устанавливает новый, с его собственными родственными областями отклонений (произрастающими уже из другого корня). Нельзя брать за критерий новой тональности новый тон в звукоряде, недиатонический аккорд или другие подобные мелкие обстоятельства. Подлинная модуляция есть, прежде всего, новый центр со своим кругом подчиненных гармоний.

Отклонение

Один из важнейших путей расширения тональности — разветвление сети гармонических связей, продление функциональных контактов за пределы первого «пояса неустойчивости» (то есть за пределы D и S, непосредственно соотносящихся с тоникой). Возможно образование, так сказать, «второго пояса» функциональных отношений, где аккорды обращены своими тяготениями не сразу в тонику, а сначала в окружающие тонику гармонии D или S. Такие функции уже не будут основными, а будут «второстепенными», находящимися во второй степени связи с тоникой. Фактически являются ими и местные доминанты (или субдоминанты) к нетоническим гармониям в секвенциях, и, несомненно, аккорды DD, и «эмансипировавшееся» от производящей его минорной субдоминанты фригийское (неаполитанское) трезвучие. Но в силу ряда условий все они очень близко стоят к основным функциям и в большинстве своем (за исключением DD) не должны фигурировать как ярко выраженные типы побочных функций.

В собственном смысле слова побочные функции — это хроматические побочные доминанты и субдоминанты, то есть аккорды, заимствуемые из других тональностей.

Во многих связях (однако, все же не буквально во всех) побочные функции могут быть представлены как альтерационная (вводнотоновая) хроматизация соответствующих чисто диатонических гармоний.

Не следует отождествлять побочные функции с функциональными спутниками. Различие между ними состоит в том, что функциональные спутники суть видоизменения основной коренной гармонии, представляющей данную функцию, а побочные функции — это в чистом или измененном виде другие гармонии, противопоставленные данной.

Местное отношение побочной доминанты к своей тонике вполне подобно модуляционным явлениям. Такое окружение (обычно предварение) какого-либо аккорда его собственной доминантой называется отклонением. Отклонение представляет собой хроматическую субсистему в противоположность диатоническим натурально-ладовым аналогичным оборотам, которые только подобны этим подлинным отклонениям.

Специфическая особенность, отличающая отклонение от модуляции (а, следовательно, расширение тональности от ее смены), заключается в том, что местная тоника в отклонении сохраняет свою центральную функцию в качестве какого-либо неустоя, причем эта основная функция ощущается непосредственно и служит основой для гармонического движения в более крупном плане. Отклонения часто и возникают как «вставки» побочных функций к аккордам, элементарно связанным в ладотональном отношении.

Поскольку гармонии разрешения ничуть не меняются от того, что им предшествуют в отклонениях побочные функции, то общая функциональная связность лишь обогащается дополнительными отношениями, но нисколько не колеблется. Отсюда и ощущение основной тоники при последовании со включенными побочными функциями. Взаимодействие тоник «микротональностей» послужило С. И. Танееву отправным положением для создания им теории объединяющей тональности. С позиций этой теории, местные тоники d-moll и G-dur в отклонениях, взаимно неродственны друг другу, но они совместно родственны третьей тональности — C-dur, на ступенях которой они находятся. Поэтому последование тональных гармоний d-moll — G-dur отрицает и ту и другую в качестве тоник и вызывает тяготение к истинной, объединяющей тональности — C-dur, переход в которую и является разрешением их конфликта (в частности и в особенности разрешением распределенного между трезвучиями d-moll и G-dur тритона фа-си).

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Информация о музыке:

Blur
Blur Дэймон Элборн познакомился с Грэмом Коксоном еще в школе 1979 году. Оба они тогда занимались музыкой, правда классической. Второй раз они встретились в одном из лондонских колледжей, где решили организовать свою группу, что и было сделано. В команду, получившую название "Seymour" во ...

Текст песни
Текстом, который Шуберт положил на музыку в "Ave Maria", это свободный перевод с английского на немецкий, как я уже упомянул, третьей песни Эллен из поэмы Вальтера Скотта "Дева озера". Этот перевод сделал поэт Филипп Адам Шторк (1780 - 1822). Таким образом, оригинальным текстом ...

Музыкальный язык современной музыки для детей
Понятия "современная" музыка, "современный" музыкальный язык зависят, естественно, от временнóго фактора. Как и язык слов, музыкальный язык формируется в определенных исторических условиях, испытывая на себе самые разные влияния – от воздействия речевого языка до индивид ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru