Формообразующие средства гармонии

Страница 12

Cеквенции

Квинтовые ряды составляют основу, вероятно, наиболее характеристического из видов диатонической секвенции — полной цепи диатонических гармоний от тоники вниз до возвращения в тонику. При нижнеквинтовой («автентической») секвенции последование гармонии направлено лишь, в конце концов, к тонике. Внутренние же звенья цепи идут как бы «вокруг» тонального центра, захватывая всю диатоническую периферию лада (в этом — также специфическое, в пределах чистой диатоники, расширение тонального круга). А так как тональные функции — не нечто раз навсегда приросшее к данному звукосочетанию, а живая роль его относительно Других, то подобное круговращение, где все направлено лишь только к нижней квинте, независимо от того, что за аккорд на ней строится, существенно отличается от обычного хода гармоний именно в функциональном отношении.

Нетрудно убедиться, что, в самом деле, эти функциональные значения легко уловимы. Вместе с тем приведенные функциональные значения не схватывают, по крайней мере, еще двух важных функциональных особенностей гармонии: 1) принципа нижнеквинтовости всей аккордовой цепи и 2) мелодического хода по секундам вниз опорных (разрешающих) гармоний. Одним словом, знаки функций не отражают (или слабо отражают) сущность самой секвенции, подменяя секвентный принцип «то же самое ступенью ниже» пестротой различных значений.

Мелодическую (точнее, линеарную) природу секвентной функциональности выяснил еще Ф.-Ж. Фетис. Его поддержал и Риман: «Секвенции < .> представляют, собственно говоря, не гармонические образования, а мелодические; руководящим принципом в них является не логическое движение гармонии, а мелодическое движение по ступеням гаммы». Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов; если же в звено секвенции входят септаккорды, то «тональное их значение нисколько не влияет на продолжение гармонического движения; они являются только, так сказать, стереотипными механическими снимками с гармонического последования, стоящего во главе секвенции». Тем не менее, Риман не дал никакого другого, особого обозначения линеарным секвенцаккордам, очевидно, не без связи с недооценкой им всех других факторов гармонии, кроме классического собственно-тонального.

С нашей точки зрения, принцип диатонических секвенций описанного типа представляет собой особый род линеарного движения, сходного с параллелизмом, — так сказать, «парный параллелизм» (групповой параллелизм). На такие секвенции распространяются общие законы проходящих: автономно-функциональное значение имеют только краевые гармонии — исходная и конечная; находящиеся между ними подчиняются лишь фактору смещения на один и тот же заданный интервал.

Но в тональном контексте, при сильно выраженных фундаментальных основных тонах (1, 5, 4), стройные и ровные линии секвенционных смещений чаще всего вступают в сложное взаимодействие с тональными функциями. При этом нарушается красивая геометрия правильных линий, но обогащается звучание гармонии, включающей переплетение несовпадающих друг с другом функциональных и секвенционных основных тонов.

Особенность секвенций состоит, таким образом, в том, что подчинение линеарности все же не лишает секвенцаккорды их функционального значения полностью, а только примешивает к нему еще главенствующий над ним фактор единообразного перемещения. Отсюда двойственность в звучании гармоний и, соответственно, в способе их обозначения.

Очевидна тождественность природы секвенции и рассмотренных выше рядов — квинтовых, терцовых. Общим у тех и других является их принцип: следование функциональному принципу движения по кругу, по цепи одинаковых или единообразных интервальных шагов (по квинтам, по терциям). Принцип круга или кругового хода (по несколько иному, но сходному поводу подмеченный Римским-Корсаковым в его учебнике гармонии), с функциональной точки зрения, представляется дополнительным по отношению к обычной функциональности D-T, S-T, S-D-T и т. п., которую для отличия от него надо считать принципом паратоническим (от греч. παρά — около).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Информация о музыке:

Народный гимн А. Львова
Народный гимн А. Львова Грачев В. Н. В 1833 г. царь Николай I (1826-1855) высказал А. Львову пожелание о создании русского народного гимна. Обстоятельства его появления до сих пор существуют в двух версиях. Согласно первой из них, императором был объявлен конкурс на создание лучшего варианта гим ...

Опера П. И. Чайковского "Орлеанская дева"
Опера П. И. Чайковского "Орлеанская дева" П. Е. Вайдман Опера в 4-х д., 6-ти к. Либретто Чайковского по одноименной трагедии Ф.Шиллера в переводе В.А.Жуковского. Посвящ. Э.Ф.Направнику. Создана в декабре 1878, Флоренция - августе 1879, Симаки. Впервые исполнена. 13 февраля 1881, в Пете ...

Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения
Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения Анна Булычева Современное представление о чаконе и пассакалье сформировано главным образом двумя эмблематическими сочинениями, принадлежащими перу И.С. Баха, – чаконой для скрипки соло ре минор и пассакальей для органа до минор. Канонизированные ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru