Формообразующие средства гармонии

Страница 9

Как и тонический, доминантовый органный пункт может иметь в произведении мотивировку, связанную скорее с задачами изобразительными, программными, чем с обычными функциями частей музыкальной формы.

Гармоническая пульсация

Гармоническая пульсация тесно переплетается с метром, ритмом и, конечно, темпом.

Гармоническая пульсация определеннее всего проявляется в последовательном движении гармонических оборотов. Повторения одного аккорда еще не создают в гармонии отчетливого «пульсирующего эффекта». Наиболее интенсивно гармоническая пульсация сказывается в тех случаях, когда есть ускорение, или замедление ритма гармонических смен. Особенно активно они воспринимаются при непосредственном соприкосновении или на близком «расстоянии» между теми построениями, в которых гармония пульсирует более или менее быстро. В таких ситуациях эти построения обычно обобщаются единой линией развития – линией нагнетания, усиления напряжения в связи с ускорением или – напротив, спада, ослабления напряженности в связи с замедлением. Участие гармонической пульсации, например, в подъемах, ведущих к кульминациям, в образовании относительно высоких по уровню напряженности отделов сонатных разработок и т. п. является, вероятно, наиболее очевидным свидетельством ее формообразующих возможностей. Между процессом дробления, вычленения и гармонической пульсации не всегда имеется прямая связь: не всегда эти процессы развиваются в одном и тои же направлении.

Особо надо отметить связь между изменениями в гармонической пульсации и секвенцированием (что сочетается с упоминавшимся процессом дробления и вычленения). Секвенцирование делает изменения (например, ускорения гармонической пульсации) более рельефными.

Проявления гармонической пульсации разнообразны, различны поводы возникновения тех или иных особенных случаев.

Гармоническое варьирование

Гармоническое варьирование становится одним из факторов постоянно обновляющегося развития целого, средством чуткого воплощения художественного замысла, самого движения мыслей и чувств. Такое варьирование способствует образованию богатого единства формы,– единства в многообразии.

Формообразующая роль гармонического варьирования выступает нагляднее, более открыто, чем в ряде других гармонических средств. Варьирование гармонии участвует в различных исторических типах вариационных циклов, но особенно активно в глинкинском типе вариаций. Но и во всех других формах – например в простой трехчастной, в сонатной – варьированию гармонии принадлежит заметное место: достаточно сослаться на варианты реприз по сравнению с экспозициями, или варианты в серединах и разработках.

Во время гармонического варьирования отчетливо выявляются его связи с другими гармоническими средствами (каденциями, секвенциями, модуляциями и т. д.) и с элементами музыкального языка – например, тембром; большой интерес представляют связи гармонии и мелодии. В условиях повторности небольших мелодических построений или целых законченных мелодий, взаимодействие гармонии и мелодии словно выходит наружу, виден его «механизм». Относительная неизменность мелодических построений, вплоть до длительных и крупных soprano ostinato, стимул и побудительная причина образования гармонического варьирования.

Различные ассоциации гармонического варьирования в пределах самой гармонии, шире – музыкального языка, указывают на многогранность этого способа развития произведений.

Вариационное развитие гармонии изучено сравнительно подробно: известно, что данная диатоническая мелодия может быть гармонизована разными диатоническими и хроматическими аккордами, могут меняться лад, тональность, функции; аккорды могут быть представлены в различных обращениях, мелодических положениях, расположениях, более или менее многозвучно,– в виде трезвучий, септаккордов, нонаккордов; предполагаются различные варианты мелодической или гармонической фигурации; обновление в гармонизации зависит от введения органных пунктов, от изменения гармонической пульсации.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Информация о музыке:

Творческие задания
На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные, интонации: поют, называя свое имя или различные переклички ("Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.). ...

«Гимн ребенка при пробуждении»
Две следующие части: «Гимн ребенка при пробуждении» и «Погребальное шествие» (№№6, 7), - снова представляют собой пару противоположностей «жизнь - смерть», которая присутствовала в третьей и четвертой частях. Взаимосвязь шестой и седьмой частей подчеркнута и тональным родством (As (шестая часть) ...

Опера Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" (Pelleas et Melisanda)
Опера Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" (Pelleas et Melisanda) Лирическая драма в пяти действиях; либретто М. Метерлинка. Первая постановка: Париж, "Опера комик", 30 апреля 1902 года. Действующие лица: Аркель (бас), Женевьева (контральто), Пеллеас (тенор), Голо (баритон), М ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru