Каденции
Гармонические заключения — каденции — относятся к числу самых важных формообразующих средств. Получившая широкое распространение в музыкальных формах нового времени тонкая дифференциация различных видов каденций с драгоценными оттенками смысловых соотношений их друг с другом принадлежит к важным достижениям музыкального мышления. Каденции, возникающие на основе метрической экстраполяции, обладают, тем не менее, достаточно определенными гармоническими признаками-формулами, хотя в гармонических стилях разных эпох эти признаки все же неоднозначны.
Исторически гармоническим формулам-каденциям предшествуют одноголосные ладомелодические заключения, так называемые клаузулы (от лат. claudere — заключать). (Впрочем, термин «клаузула» применялся и для обозначения концовки в многоголосии.) В отношении одноголосных концовок отдельных голосов многоголосия клаузулы, закрепившиеся в теории полифонии, предусматривали последние три звука — ультима (последняя), пенультима (предпоследняя или предшествующая), антепенультима (предпредпоследняя или предпредшествующая). Клаузула на финалисе (главном звуке лада) носила название «совершенной» (perfecta), на всяком другом — «несовершенной» (imperfecta); эти термины — предтечи известных наименований наших классических каденций. Типовые мелодические формулы перехода пенультимы к ультиме в клаузуле были классифицированы по названиям четырех певческих голосов хора (однако они не закреплялись за соответствующими голосами четырехголосного сложения):
♦ ход на полутон вверх 7-8 — дискантовая клаузула;
♦ оставление на месте 5-5, также ход на терцию вниз 5-3, 5-4-3 — альтовая клаузула;
♦ ход на тон вниз 2-1 — теноровая клаузула;
♦ скачок на кварту вверх или на квинту вниз — 5-1 — басовая клаузула.
В определенной мере эти «голосовые» каденции, по-видимому, сохранили свое значение и в музыке XVIII-XIX вв.
Отмирание верхнеоктавной каденции и усиление значения басовой показывают прорастание элементов так называемой «гармонической тональности» (тонально-функциональной системы мажора и минора) в рамках предшествующей в этом смысле «дофункциональной», модальной гармонической системы. Итальянские теоретики XV-XVI вв. ввели в употребление и слово «каденция» (как термин это слово фигурирует у Флоренция де Факсолиса, 1495-1496, и ряда других, в частности у Царлино, 1558 г.). Закрепившийся в результате этого процесса гармонический оборот V-I стал доминирующим в заключениях произведений и крупных их разделов, а далее — проник и в глубь построений, превратившись в ядро гармонической системы нового времени (XVII-XIX вв.). Одновременно с каденционным оборотом V-I в музыке XV и, особенно, XVI вв. часто применялся и оборот IV-I, столь же сильный по заключительному эффекту своего действия, но как бы противоположный обороту V-I. Вытесненный последующими стилями на положение второстепенного в заключительном кадансе, оборот IV-I получил название «церковной каденции».
К XVII в. сформировался комплекс гармонических каденций, и постепенно, по мере кристаллизации барочно-классических форм, складывается целая система их взаимодействия.
Классические каденции различаются по гармоническому строению и местоположению в музыкальной форме.
I. По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения (основной критерий деления); по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).
Основные типы каденций (по гармоническому строению).
1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — заканчивающаяся на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционального состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; также D-S-T и т. п.).
Информация о музыке:
Dream Theater
Dream Theater
Без сомнения, наиболее популярная прог-рок-группа последних лет, "Dream theater", является лидером своего жанра. История этого коллектива, носившего поначалу название "Majesty", началась в 1985 году. Именно тогда два школьных приятеля, Джон Петруччи (гитара) и Джо ...
Космизм Ивана Вышнеградского
И. Вышнеградский принадлежал к замечательной, но еще недостаточно изученной ветви отечественной музыки начала ХХ столетия, к так называемым “русским авангардистам” зарубежья, к числу которых также относятся Н. Черепнин, А. Лурье, Н. Обухов, Е. Голышев. Именно этой, “зарубежной” ветвью, русская му ...
История возникновения алкоголя и его
распространение в мире
С точки зрения химии алкоголь представляет собой этиловый спирт (этанол) – бесцветную жидкость с температурой кипения 78,3°С (при нормальном давлении) и плотностью, которая делает его приблизительно на 20 процентов легче воды. Физические свойства – малый молекулярный вес и хорошая растворимость в ...