Специфика уроков музыки в начальной школе

Информация » Музыка в школе » Специфика уроков музыки в начальной школе

Страница 1

1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными, в частности использовать те формы, которые предложены в учебнике-тетради «Музыкальная азбука».

2. В отличие от других видов искусства, музыка боле непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в воспитательных целях.

3. Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.

Структура курса для 1-4 классов

Тематика учебных четвертей исходит из специфики музыки как звучащего вида искусства и тесно сопряжена с жизненными прообразами. На первом году обучения дети вводятся в многообразный мир средств музыкальной выразительности, представленных в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» (М. 1998, М.2000). Темы раскрываются в связи с другими видами искусства на основе общих эквивалентов (звук и цвет в живописи, мелодия и рисунок, интонация речи и музыки, музыкальная форма, музыкальная драматургия и музыкальный сюжет в сравнении литературными произведениями. С театральным искусством, музыкальные жанры и жанры смежных видов искусства.

За основу взят принцип группировки материала от простого к сложному: от азбуки средств музыкальной выразительности (в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» через постижения смыслов мелодической речи (в учебнике «Душа музыки») к музыкальным жанрам и формам и далее к всеобщей истории музыкальной культуры. В музыкальном творчестве: от подражательной звукоизобретательности, от синкретических (связи музыки со словом и движением) к специфически музыкальным закономерностям музыки.

Программу первого класса объединяет тема связи музыкального языка с жизнью. «Музыка начинается со звука». – так говорят сами музыканты. Именно поэтому в первой четверти большое внимание уделено теме «Звук и смысл»: тембру голоса и музыкальных инструментов, громкости, высоте, нюансам и пр. Изучая «Азбуку» музыкальных средств школьники осваивают тему в практическом музицировании – сами ищут музыкальные средства для изображения звуков природы и изображения настроения (тембры, динамику, ритмы, интонации, темпы, исполнительные приемы), которые подробно описаны в музыкальной азбуке». При этом темы начальных разделов в дальнейшем становятся как бы сквозными, соединяясь с другими темами (вначале тембр, затем тембр и громкость, потом добавляются исполнительные штрихи, ритм и др.). Представления об азбуке средств музыкальной выразительности закрепляются в музыкально-осмысленном пении и в слуховом анализе музыкальных произведений.

Во втором классе. После повторения музыкальной азбуки, школьники осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке и речи, музыкальная фраза и предложение, музыкальная мысль, музыкальная риторика, мелодия и гармония, аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной, духовной классической, современной.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Смерть и похороны Иакова
Каждый желает показать пример достойной смерти и предстать перед Богом в окружении близких людей. Нечто подобное мы видим на смертном одре Израиля, сопровождаемом племенем из 12 колен Божьего народа. О, кто не пожелает себе, чтобы его душа могла встретить смерть таким образом?! Он прошел довольно ...

Классические черты и особенности художественного стиля
Творчество Мендельсона - одно из наиболее значительных явлений в немецкой культуре XIX столетия. Наряду с творчеством таких художников, как Гейне, Шуман, молодой Вагнер, оно отражало художественный подъём и социальные сдвиги, происшедшие в период между двумя революциями(1830 и 1848 годы). Культур ...

Александр Гаук
Александр Гаук Александр Васильевич Гаук (1893–1963) - русский дирижер, композитор, педагог. Родился в Одессе 3 августа 1893, получил начальное музыкальное образование под руководством О.Бахмана (выпускника Венской консерватории); по окончании гимназии занимался музыкой с Н.Шамье. В 1910 поступил ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru