Кто же все-таки мог быть этот таинственный заказчик и столь влиятельный господин, который заказал Моцарту поминальную мессу?
Как это не покажется странным, но заказчика "Реквиема" надо искать не в Австрии, не в самой Европе, а далеко за их пределами, в далекой России и в тех событиях, которыми была так богата она при правлении Екатерины Великой.
Граф же Вальзегг цу Штуппах, скорее всего, являлся лишь посредником в заказе этой поминальной мессы.
Но какая связь могла существовать в то время между австрийским придворным капельмейстером и императорским композитором - Вольфгангом Амадеем Моцартом и столь удаленной от Вены Россией?
Прежде всего, это, несомненно, широкая известность Моцарта в нашей стране в тот период. Известность Моцарта в России началась довольно рано, а к концу XVIII века, по-видимому, была очень значительной. Ранее всего русские слушатели познакомились с музыкой Моцарта в Вене. Известно, что еще в конце 1781 года наследник русского престола Павел с очень многочисленной свитой присутствовал на состязании Моцарта и Клименти как пианистов - импровизаторов. В дальнейшем русские путешественники могли слышать оперы Моцарта в Вене.
С тех пор как сочинения Моцарта впервые прозвучали в России, они завоевали особенную симпатию и любовь нашего народа к великому австрийскому композитору. Все ценнейшее в музыке Моцарта, все стороны его искусства, все свойства его личности оказались близки передовой Русской художественной культуре. Оно было внутренне родственно ее эстетическим основам. Моцарт поистине завоевал сердца и покорил умы русских музыкантов. Многих мировых композиторов знает, любит и умеет ценить русский народ, почитая их искусство и считая неотъемлемым достоянием своего душевного мира. Но Моцарт принадлежит к числу любимейших. Он давно уже стал, своим для всех любящих музыку. Моцарт был одним из самых первых композиторов, о котором русский читатель прочел в отечественном издании. В 1795 году в Петербурге была выпущена "Карманная книга для любителей музыки за 1795 г., ныне ставшая раритетом. Там впервые печатались биографии выдающихся музыкантов мира - среди них и Моцарта. Жизнеописание Моцарта сопровождалось таким образом: "Сей великий муж и искусный художник, которого почитала не только одна Германия, но и все вообще любители музыки, скончался в самых цветущих летах. Сочинения его у всех любителей и знающих музыку в великом почтении. Охотно воздвигли бы ему памятник, достойный великого имени сего мужа и превосходства его сочинений. Охотно бы сообщили друзьям его и любителям все то, что только можно сказать о нем превосходного и похвального, если бы не удерживал нас в том недостаток подробных и основательных о нем известий".
Далее сообщались некоторые факты биографии Моцарта как клавесиниста и композитора, причем весь рассказ о нем был проникнут чувством удивления перед чудом моцартовского дарования.
Совсем незадолго до смерти композитора у русских дипломатов возникли планы пригласить его на службу в Россию. Как явствует из дипломатической почты, Моцарт еще в сентябре рокового года проявил определенный интерес к приглашению русского посла в Вене посетить нашу страну, а если окажется возможным, то и остаться у нас на службе. Таким образом, судьба Моцарта в 1791 году могла сложиться так, что он мог оказаться на службе в далекой России. Но не прошло и трех месяцев после этого предложения - и Моцарта не стало. Возможно, что только преждевременная кончина композитора помешала ему приехать в Россию. Но были и другие причины, не менее важные, помешавшие ему осуществить этот план.
Именно в преломлении этих событий, происходивших в далекой России, можно и нужно искать ответ на вопрос о том, кто был подлинным заказчиком поминальной мессы, вошедшей в историю музыкальной культуры под названием "Реквием".
Информация о музыке:
Impaler
Impaler
Шок-рок банда "Impaler" из Сент-Пола (штат Миннесота) образовалась в начале 80-х годов. Состав команды был таков: Билл Линдсей (вокал), Майкл Торок (гитара), Боб Джонсон (ударные), Коурт Холи (бас) и Майк Сенн (гитара). Стиль, который избрала группа – это припанкованный полутрэ ...
"Штутгартский дневник"
В 1829 году Шопен завел себе альбом, в который по традиции того времени он намеревался собирать автографы своих друзей. Так сложилось, что альбом этот стал одновременно и собранием его собственных записей. На первой его странице было написано: "Альбом Фр. Шопена в Варшаве 1829". Он был н ...
Eagles
Eagles
Будущие "орлы" успели набраться опыта в разных командах, исповедующих фолковые традиции. Наиболее известными были "Flying Burrito brothers" и "Poco", где играли соответственно гитарист Берни Лидон (р. 19 июля 1947) и басист Рэнди Мейснер (р. 8 марта 1946). Рожд ...