Заключение

Страница 1

Таким образом, мы проследили ряд этапов драматургического развития цикла: определение начальной бинарной оппозиции (две сферы), в данном случае связанной с двойственностью мировоззренческих установок композитора, которая провоцирует рождение новых оппозиций по принципу умножения, синхронизации всего сущего; момента синхронизации оппозиции – появление функции посредника и реинтеграция (финал). В сюите (цикл мы можем рассматривать так в связи с сохранением жанрового архетипа сюиты), отражающей итог религиозных поисков и основные эстетические позиции Листа, композитор предстает как миротворец, верящий в гармонию и целостность мира. Для Ф. Листа именно это и есть назначение художника, воплощающего миссию искусства.

Идеи синтеза искусств

Всегда волновали Листа – для него как художника музыкальное искусство способно было отразить весь мир – человека и природы, философии и теологии. В цикле «По» мы видим

«С каждым днем во мне всё более укреплялось убеждение, что все гениальные произведения родственны между собой, но родство это скрыто. Рафаэль и Микеланджело помогли мне понять Моцарта и Бетховена. У Иоанна из Пизы, Фра Беато, Франчья я нашел объяснение Аллегри, Марчелло и Палестрине, Тициан и Россини предстали мне созвездиями одинакового лучепреломления. Колизей и Кампо Санто далеко не столь чужды героической симфонии и реквиему, как полагают». Лист также мог бы сказать, что пониманию законов жизни и искусства он более научился у Данте, Гёте, Байрона, нежели у своих непосредственных учителей.

Лист пишет: «Нельзя сколько-нибудь глубоко продумать вопрос о трёх, так сказать, кардинальных видах искусства – пластике, живописи и музыке, не опираясь одновременно на историю трёх, так сказать, кардинальных чувств – осязания, зрения и слуха. При подобном сопоставлении тотчас же, и притом сами собой, возникают известные параллели между развитием этих чувств в одушевленном мире планет и развитием упомянутых выше сил в истории человечества. Подобно тому, как осязание есть первое и наиболее необходимое чувство, с помощью которого ориентируется всякое живое создание, так и пластика есть первое и наиболее необходимое искусство народов, и своего расцвета она достигла уже в отдаленнейшие эпохи. Зрение – эта чудесная способность воспринимать даже малейшее действие света – появляется лишь на высшей ступени животного царства.… В соответствии с этим развитие живописи падает на более поздние периоды истории человечества, принимает столь разнообразные формы и временами неожиданно угасает, чтобы затем столь же неожиданно выйти опять на поверхность. Ещё позднее, уже на самой высокой ступени развивается слух . Равным образом и настоящая музыка появилась только несколько столетий назад . В то время, как другие искусства уже давно пережили свой расцвет, цветение царства звуков приходится на новейшее время, и ещё многие тайны скрываются здесь под легкой оболочкой .».

Эти идеи оказались очень актуальны и в ХХ веке, с ними солидарен философ О.Шпенглер (1918г.): «Мирочувствование более развитого человека… наияснейшим образом нашло своё символическое выражение в изобразительных искусствах, число которых не поддается счету. Даже музыка относится к ним, и если бы соблаговолили включить весьма различные типы последней в исследования, касающиеся хода истории искусства, - вместо того, чтобы отделять их от области живописно-пластических искусств, - то удалось бы значительно продвинуться в понимании того, о чем, собственно, идет речь в этом рассчитанном на определенную цель развитии».

Цикл адресуется не просто к музыкантскому и пианистическому, но говорит о духовной сути.

Несмотря на то, что в целом литература

, посвященная Листу, достаточно обширна и многогранна, конкретные исследования, в которых был бы представлен анализ цикла «Поэтические и религиозные гармонии» практически отсутствуют. В основном это произведение рассматривается в рамках различного рода монографических работ и статей (среди них – Я. Мильштейн, Б. Яворский, И. Соллертинский, Ю. Кремлев и др.).

При взгляде на облик Листа бросается в глаза двойственностьего натуры, проявляющаяся во всех сферах его жизни: художник – «проповедник искусства» и сомневающийся всеотрицающий скептик; артист-виртуоз, и морализирующий проповедник, аббат, «пророк» искусства. Вера и неверие являются основными полюсами в его мировоззрении.

Главным парадоксом творческой биографии

Франца Листа традиционно считается резкий и внешне немотивированный переход от сугубо светской карьеры концертирующего виртуоза к мистическим настроениям францисканского аббата.

На протяжении всей жизни композитора прослеживается определенная эволюция

его религиозно – философских воззрений.

Своим именем

он был связан с самой светлой и артистичной личностью католического пантеона - св. Франциском Ассизским (1182-1226). Отдельные события творческой биографии Листа имеют столь очевидное сходство с некоторыми моментами жития св. Франциска, что создается впечатление, будто подобные ситуации спровоцированы специально для утверждения репутации «романтического апостола»

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Три подхода к музыкальному наследию
Если живущее поколение не владеет всем массивом когда-либо добытых (созданных) человечеством знаний, то теряется главное преимущество каждого следующего поколения по сравнению с предыдущим: прирост опыта. Казалось бы, владеть всем знанием одновременно нельзя: его объем превышает возможности челове ...

Darkness
Darkness Английская команда "The darkness" стремительно и неожиданно ворвалась на рок-сцену, когда казалось все уже начали забывать о золотом периоде хард-рока 70-х. Немереный композиторский талант, обильные гитарные соло и классный сценический имидж обеспечили группе большую армию покло ...

AC/DC
AC/DC Эта австралийская хард-роковая команда была сформирована в 1973 году Малколмом Янгом (р. 6 января 1953, Глазго, Шотландия; ритм-гитара) после развала его предыдущего проекта "Velvet underground" (не имеет никакого отношения к группе из США). Янг, чей старший брат Джордж уже достиг ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru