(слова аббата Фелисите де Ламенне
, который также сыграл немаловажную роль в жизни композитора, о чем будет сказано далее).
Речь идет о творческой биографии Листа, имеющей аналогию с житием святого Франциска
: «обращение» обоих на путь служения случилось после тяжелой болезни, присутствие эпизода благословения (для Листа это был символический поцелуй Бетховена на его венском концерте 13 апреля 1823 года, для Франциска — благословение епископа Ассизи). Наконец, в биографии Франциска Ассизского неожиданно возникает ангел, играющий на скрипке — двойник демонического Паганини, ставшего для Листа идеалом виртуоза-поэта.
С другой стороны, Лист, если и был религиозен, то не в ортодоксально-церковном смысле. Интерес к учению
аббата Ламенне
- основателя христианского социализма, говорит само за себя. Учение направленно против гнета и насилия, главная идея – отделение Церкви от государства, «Бог и свобода» (идея способности католицизма изменить существующий порядок). С точки зрения раскрытия сущности учения Ламенне и его личности представляет интерес созданный им французский перевод Евангелия с «авторскими» изменениями. Итогом проповедей против католических догм для самого Ламенне стало осуждение папой и разрыв с церковью.
Именно на сочетании веры - неверия и складывается философия творчества Листа, его эстетические принципы. Скребкова определяет 6 основных проблем творчества композитора:
· проблема Назначения Художника и Миссия Искусства
: искусство в непосредственной связи с религией является основным моральным воздействием на общество, материализует «божественное». Как следствие - художественная деятельность сродни проповедничеству. По словам самого Листа, «Художники – жрецы у алтаря искусства, помазанники Божьи».
«…сегодня, когда алтарь шатается и трещит, когда религиозные церемонии стали предметом насмешки и сомнения, необходимо, чтобы искусство вышло из храма, … музыка должна воспевать народ и Бога. Но для достижения этой цели необходима новая музыка…» - так пишет Лист
.
Сюда же можно отнести проблему Прекрасного и Безобразного
, которая сводится к миссии художника: «…окружить истину сиянием красоты» и пробудить в людях «любовь к прекрасному».
Также проблема Монументализма и Массовости
искусства рассматривается в аспекте социальной функции. Посредством искусства становится возможным апелляция к массам, цель которой – «служение идеалу» в сфере «прекрасного»;
· проблема Синтеза
искусств связана со слиянием различных жанров.
К ней примыкает проблема Содержания и Формы
. Лист протестует против догм, традиционности и схематизма. Искусство является «стихийным творчеством гения», оно иррационально и непознаваемо.
· проблема Индивида
является основополагающей в мировоззрении Листа: основная образная сфера - Фауст (как двойственность человеческого сознания), а точнее Мефистофель (как оборотная сторона Фауста).
Именно с точки зрения отражения вышеобозначенных художественно - эстетических принципов мы и решили рассмотреть цикл «Поэтические и религиозные гармонии». Первоначально он был опубликован
в 1834, окончательное оформление замысел получил в период «мудрого пианизма» (вторая редакция - 1853
год).
Цикл «Поэтические и религиозные гармонии» состоит из 10 пьес
:
Призыв, Ave Maria, Благословение Бога в одиночестве, Размышление о смерти, Pater Noster, Гимн ребенка при пробуждении, Погребальное шествие, Miserere, по Палестрине, Andante lagrimoso, Гимн любви.
Ранняя рукопись цикла, относящаяся к 1847 году, содержит, помимо первоначальных версий некоторых пьес («Призыв», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso»), несколько не вошедших в циклсочинений: «Гимн ночи», «Гимн Утра», «Litanie de Maria» (Молитва Марии).
«Ave Maria», «Pater Noster» и «Гимн ребенка при пробуждении» являются авторскими транскрипциями
сочинений для хора и органа.
«Призыв», «Благословение Бога в одиночестве» и «Гимн любви» - были созданы Листом с октября 1847 до января 1848, в период пребывания в украинском поместье Каролины Витгенштейн
; очевидно, в них нашли отражения настроения композитора - его увлечение экстатической натурой этой женщины.
Помимо общего предисловия
, заимствованного Листом у Ламартина из одноименного сборника стихов, цикл содержит либо отдельные эпиграфы
к некоторым пьесам, также взятые у Ламартина, либо имеют в основе программу его одноименных стихотворений («Призыв», «Благословение Бога в одиночестве», «Размышление о смерти», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso»). Это представляет собой особую форму проявления синтеза искусств: «поющий эпиграф»
(К.Зенкин, «Слово в фортепианных произведениях Ф. Листа»), то есть непосредственную подтекстовку, встречающийся в цикле «как последовательно проводимый прием» синтеза.
Драматургия
Информация о музыке:
Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в
Кристиании (1866—1874)
Осенью 1866 года в столице Норвегии Кристиании Григ организовал концерт, который прозвучал как отчет о достижениях норвежских композиторов. Здесь были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьернсона и других). Результатом этого концерта было пригл ...
Организация и руководство процесса развития музыкально-эстрадного
коллектива
Когда эстрадный коллектив сформирован, распределены инструменты и руководитель определил для себя основное направление работы, проводится организационное собрание самодеятельного коллектива, на котором руководитель разъясняет участникам цели, задачи, порядок и формы работы эстрадного оркестра или ...
Опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода" (A Kekszakallu herceg Vara)
Опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода" (A Kekszakallu herceg Vara)
Опера в одном действии; либретто Б. Балажа по его сценической балладе, с использованием мотивов пьесы-сказки Метерлинка "Ариана и Синяя Борода".
Первая постановка: Будапешт, 24 мая 1918 года.
Действую ...