включает в себя ряд этапов:
· Пьесы 1-2 – завязка драматургического конфликта земное – небесное. После проявления двух сфер (провозглашение (любовь) - сомнение) появляется христианский канон как предполагаемое разрешение этого конфликта.
· Пьесы 3-8 составляют два круга пьес в центре цикла, каждый из которых - антиподные пары жизнь – смерть, с выходом в христианский канон: 3-4-5, 6-7-8.
· Пара 9-10 – развязка конфликта: изживание скорбных размышлений в слезах и гимн любви и гармонии.
Важную роль в драматургическом развитии играет тональный план.
Символическое значение имеет тональность E
-
dur
, являющаяся знаком сферы Любви, к которой примыкают тональности gis
-
moll
,
e
-
moll
,
As
-
dur
(первая часть (E
) - > шестая часть (As
и E
) – > восьмая часть (e
- E
), девятая часть (gis
-
As
) – > десятая часть (E
)).
Тональностью B
-
dur
связана с образом Богородицы. Показательно, что именно в этой тональности чаще всего звучит лейтмотив, который можно обозначить, как лейтмотив Богородицы (№4, №10).
Интересно, что в частях, написанных на тексты молитв, ощутимой опорой становится христианская традиция, отражающая специфику богослужебного ритуала – чередование монодии и хорала как символ объективного и субъективного.
Так же имеет место такое явление, как числовая драматургия. Соотношение четного и нечетного метра весьма символично: К. Юнг отмечает в качестве главных числовых фигур любой религии 3
и 4
. Так, центральная христианская фигура троицы имеет мужской характер, а четверица исходит из женского начала, воплощая образ Богоматери. Речь идет о дихотомии «четное - нечетное» (Женское – Мужское, Мать - Отец).
Например, размер части №2 двухдольный, но на словах Dominus
Tecum
(Господь с тобою), появляются признаки троичности (триоли), и «Pater
Noster
» дан в размере ¾.
Гимн любви
– итоговый вывод, завершение цикла, кульминация, связанная с созревающим стремлением Листа посвятить себя служению Богу, хотя бы на пути обновления религиозной музыки, вложить новое содержание в застывшие канонические церковные формы.
Таким образом, мы проследили ряд этапов драматургического развития цикла
: определение начальной бинарной оппозиции (две сферы), в данном случае связанной с двойственностью мировоззренческих установок композитора, отражающей итог его религиозных поисков и основные эстетические позиции. Здесь композитор предстает как миротворец, верящий в гармонию и целостность мира, ведь для Ф. Листа именно это и есть назначение художника, воплощающего миссию искусства.
В пьесе «Призыв» (№1)
обозначаются две сферы: провозглашение любви и сомнение, скепсис. Хотя доминирующим является гимническое начало, воплощаемое посредством хоральной фактуры, которое получает активное развитие.
В «
Ave
Maria
» (№2)
появляется важнейший элемент сквозного развития цикла – христианская молитва, в дальнейшем символизирующая сферу Божественного. Здесь впервые появляется подстрочно выписанный автором латинский текст.
В «Благословении Бога в одиночестве» (№3)
гимническая сфера вновь превалирует. Восторженное провозглашение здесь достигает своего апогея. Этой пьесе цикла присущ декламационный характер: сближение музыкальной фразы с речевыми интонациями, «широкий, разговорный метр», появляется тема из второй части и в конечном итоге превращается в характерную для Листа проповедь на весь мир.
«Размышление о смерти»
. «Есть мечтательные души, которых одиночество и созерцание неумолимо влекут к возвышенным мыслям…, неизменно обращаются в энтузиазм и молитву…» - это отрывок из общего предисловия, предпосланного Ламартином к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии» и использованного Листом для первой редакции этой пьесы. Музыкальный текст данной части изобилует знаками сферы скорби: опора на уменьшенные септаккорды, чередование монодии и хорала как субъективное и объективное начала. В момент кульминации появляется хорал «De
profundus
clamari
ad
te
Domine
». Это текст 129-го псалма, являющийся «Молитвой Восхождения», покаянной молитвой (один из четырнадцати псалмов, наставляющих человека на правильный путь, «Из глубины воззвах к тебе»). Далее появляется светлая тема из начала «Ave Maria».
«
Pater
Noster
» (№5)
- церковный канон, молитва «Отче наш».
Две следующие части: «Гимн ребенка при пробуждении» и «Погребальное шествие» (№№6, 7)
, - снова представляют собой пару противоположностей «жизнь – смерть».
№7 «Погребальное шествие»
Информация о музыке:
Def Leppard
Def Leppard
Эта вечно популярная английская хард-роковая группа была сформирована в 1977 году в Шеффилде (Йоркшир) Питом Уиллисом (р. 16 февраля 1960, Шеффилд, Англия; гитара), Риком Сэведжем (р. 2 декабря 1960, Шеффилд, Англия; бас) и Тони Кеннингом (ударные), под названием "Atomic Mass" ...
Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия
На процесс формирования определенных знаний, умений и навыков значительное влияние оказывают психологические факторы. Они классифицируются на внутренние (субъективные) и внешние (объективные). Внутренние факторы связаны с мотивацией, с установками, внешние – детерминированы особенностями самого уч ...
Crowbar
Crowbar
Перед тем как в 1989 году основать "Crowbar" гитарист-вокалист Кирк Уиндштейн и барабанщик Джимми Бауэр лабали каверы " Judas priest" и " Iron maiden" в местной нью-орлеанской банде "The slugs". Возможно отсюда и произошло название стиля, который и ...