Формообразующие средства гармонии

Страница 7

Входя в противоречие со звучащими аккордами, органный пункт подобен неаккордовым звукам. Отличие от них в том, что звук органного пункта есть функционально главный момент по отношению к аккордам, а при неаккордовых звуках — обратное соотношение.

Термин «органный пункт» (нем. Orgelpunkt, англ. pedal point, итал. pedale d'armonia) восходит к эпохе органума. Слово «пункт» (лат. punctus) двояким образом могло повлиять на сложение термина. «Пунктом» («точкой») называлась нота, а «органным пунктом» (лат. punctus organalis) соответственно протянутая нота в главном голосе (он назывался «тенор», что по смыслу близко термину cantus firmus); в некоторых видах органума на один такой протянутый звук приходилось несколько мелизматически-контрапунктирующих звуков во втором голосе — по существу, такая структура уже напоминает наш органный пункт либо даже совпадает с ним. Но «пунктом» назывался также небольшой отдел музыкальной формы (по аналогии с «пунктом» как небольшим разделом речи; ср., например, puncta argumentorum у Цицерона; также и в современном словоупотреблении).

Слово же «органный» (лат. organalis, organicus) может означать также две вещи: собственно «органный» (от «орган») и «органумный» (от «органум»), поскольку первоначально это было одно слово (греч. όργανον, лат. organum — инструмент, орудие, орган). Таким образом, «органный пункт» (лат. organicus punctus — термин теоретика XIII в. Франко Кельнского; сначала означал раздел органума, где выдержанному звуку кантуса (тенора) контрапунктировал мелодический рисунок другого верхнего голоса; «пунктом» был и сам этот выдержанный звук. Далее под органным пунктом стали подразумевать вообще долгий звук органной педали (отсюда другое название органного пункта — «педаль»). Французский термин point de orgue означает фермату, а также импровизационную каденцию солиста-органиста; перенятый немецкими теоретиками (Й. Маттезоном, К. Ф. Э. Бахом), тот же термин в немецкой транскрипции Orgelpunkt впоследствии закрепился в нынешнем своем значении.

Органные пункты подразделяются по ряду некоррелятивных друг другу признаков:

1) по тональной функции педального тона — тонический, доминантовый;

2) по положению в ткани голосов — басовый, сопрановый, в средних голосах (с возможным вышеуказанным подразделением на альтовый и теноровый);

3) по количеству участвующих голосов — одинарный и групповой (двойной, тройной);

4) по фактурному изложению — протянутый звук, фигурационный (в частности, остинато);

5) по местоположению и функции в форме — кодовый, предыктовый, начальный, срединный.

Менее существенно:

6) по стилистической характерности — эпохи органума, эпохи полифонии строгого письма, классико-романтической эпохи и др.

В некоторых стилях возможны свои детализации, например в музыке XX в. (и близких явлениях XIX в.) — по общекомпозиционной функции:

♦ функциональные (предыктовые на доминанте и т. п.);

♦ фоновые (колористические).

Наиболее дифференцированы и функционально наиболее ярки органные пункты в классической музыкальной форме, то есть у венских классиков и у последующих композиторов в той мере, в какой они используют формы классического типа (вплоть до композиторов XX в. — Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Бартока). Роль органных пунктов в музыкальных формах барокко и нашего времени во многом сходна с ролью в классических (хотя, конечно, огромное различие между теми и другими происходит от разнородности большинства музыкальных форм).

С учетом указанного центрального положения функций органного пункта в классической форме, по сравнению с другими формами, мы и ограничим наше изложение разъяснениями роли органных пунктов преимущественно в формах классического типа.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Информация о музыке:

Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… Но непосредственного исторического продолжения многое из ранее достигнутого не получило ...

Опера П. И. Чайковского "Орлеанская дева"
Опера П. И. Чайковского "Орлеанская дева" П. Е. Вайдман Опера в 4-х д., 6-ти к. Либретто Чайковского по одноименной трагедии Ф.Шиллера в переводе В.А.Жуковского. Посвящ. Э.Ф.Направнику. Создана в декабре 1878, Флоренция - августе 1879, Симаки. Впервые исполнена. 13 февраля 1881, в Пете ...

Судьба песни
План Шуберта, касавшийся публикации этих песен на двух языках - немецком и английском, - встретил полное одобрение у брата композитора Фердинанда, который так высказался на этот счет: "Действовать по-другому при издании твоих песен тебе давно было пора, но особенно мне понравился твой план из ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru