Формообразующие средства гармонии

Страница 8

1. Тонический органный пункт, символизирующий звучание тонального устоя и как бы укрупняющий его, применяется в тех местах музыкальной формы, где уместно или даже необходимо продолжительное звучание тоники.

Согласно общим принципам европейской автономно-музыкальной формы нового времени (XVII-XIX вв.), наибольшая сила звучания тоники необходима в заключительном разделе произведения. Тем самым обеспечивается наиболее полное снятие предшествующего напряжения, наиболее полная его разрядка, наиболее совершенное разрешение всех неустоев пьесы в главный устой. Отсюда эстетическое значение заключительного органного пункта — чувство эстетического удовлетворения при завершении процесса спада гармонического напряжения.

Органный пункт на тонике в коде, дополнении, в конце пространного заключительного каданса — чрезвычайно распространенное явление музыкальной формы, встречающееся в самых различных стилях и структурах: и в коде сонатной формы (Бетховен, фортепианная соната ор. 28, часть I, последние 24 такта), и в коде барочной прелюдии (Бах, ХТК. Т. 1, прелюдия es-moll), и во множестве разнообразных форм XX в. То же — в конце крупных (и мелких) частей посреди произведения, например при окончании первой части сложной трехчастной формы, иногда даже при окончании главной партии сонатной формы.

Другая область применения тонического органного пункта связана с функцией начального изложения тоники. Необходимость установления тональной ясности и определенности благоприятствует применению в этих целях и тонической педали. То же — в началах крупных (иногда и мелких) частей формы посреди произведения (например, нередко в начале трио сложной трехчастной формы). Особо следует выделить начало связующей партии сонатной формы с тонического органного пункта, как бы с подтверждающей констатации того устоя, который предстоит свергнуть в процессе развертывания этой модулирующей части формы.

Особняком от названных типовых случаев (заключительный и начальный органный пункт на тонике) стоят те, в которых необходимость применения тонической педали вызывается особыми выразительными, изобразительными, программными, жанровыми условиями. Органный пункт тогда нередко занимает целую пьесу или целиком ее крупную часть.

К таким особым случаям относятся:

Жанровые органные пункты — в музыке, связанной с жанрами волынки (бурдон, мюзет), пасторали, шарманки, колыбельной и т. п.

Изобразительные, выразительные, в частности программные.

2. Доминантовый органный пункт, символизирующий звучание наиболее яркого и динамически самого сильного тонального неустоя, соответственно применяется в тех местах музыкальной формы, где требуется такое длительное напряжение, которое сосредоточивается на ощущении предстоящего разряда, останавливается на моменте подготовки наступающего далее раздела.

Такого рода «укрупненное» звучание доминанты уместно (а часто необходимо) прежде всего, в подготавливающих частях, предыктах — перед репризой сонатной формы (примеры бесчисленны), перед любой классической репризой вообще (в трехчастной форме с переходами, в рондо, в крупных простых трехчастных формах), в барочных прелюдиях. Доминантовый предыкт на органном пункте может быть не только перед повторением уже звучавшей темы, но также и перед введением новой: в связующей партии сонатной формы, в аналогичном разделе формы трехчастной с переходами.

Важна также роль доминантового органного пункта как средства динамизации реприз. Придание репризе напряженного звучания способствует более крупному дыханию формы, намного усиливает размах сквозного развития и динамизм музыкальной формы.

Во вступлении к данной форме звучание доминантового органного пункта родственно предыкту.

Доминантовый органный пункт — один из распространенных типов построения середины в простой двух - или трехчастной формах.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Информация о музыке:

Апофеоз Корелли
Апофеоз Корелли Имя Арканджело Корелли – итальянского скрипача-виртуоза, автора популярных произведений для струнных – принято упоминать в одном ряду с И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем, причисляя к самым знаменитым композиторам-классикам. Однако сегодня слава его носит несколько «музейный» ...

Истоки духовности в музыке С. В. Рахманинова
Истоки духовности в музыке С. В. Рахманинова Пушкина В. Н. «Я люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка». С.В. Рахманинов Классическая русская музыка уникальна по своей духовной наполненности. Она берет начало от дре ...

Гибель богов
Опера в трёх действиях с прологом. Действующие лица: боги: Зигфрид (тенор), Гунтер (бас), Хаген (бас), Альберих (бас), Брунгильда (сопрано), Гутруна (сопрано), Вальтраута (меццо-сопрано), три норны (контральто, меццо-сопрано, сопрано), три дочери Рейна (два сопрано, меццо-сопрано). Пролог. Та ж ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru