Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом нажима клавиши. Суть его в том, чтобы не толкать клавишу, а сперва нащупать ее поверхность, прижаться, приклеятся всей рукой, всем телом и затем постепенно усиливать давление, пока рука не погрузится до дна таким движением, каким опираются о стол, нажимают на чужие плечи. Корто говорил о погружении пальцами в клубнику, Нейгауз о прорастании пальца в клавиатуру, а Игумнов говорил, играть, будто месишь тесто. «При исполнении кантилены, - говорил ученикам К.Н. Игумнов, - пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть подушечками, мясистой частью пальца». Важно также следить за свободным запястьем и цепкостью в кончике пальца.
По мере своего пианистического развития ученик осваивает различные виды несвязанного туше, начиная с более тяжелого portamento и кончая острым staccato. Чем легче и быстрее исполняется стаккато, тем важнее обратить внимание на точность звукоизвлечения, т.к. отдельные звуки недобираются. Исполняется разными приемами: его играют и едва заметными кистевыми движениями, твердыми кончиками пальцев и пальцами. Ногтевые фаланги совершают небольшие хватательные движения – ощущение как будто играешь внутри клавиш. Для большей остроты можно приподнять кисть, играть будто «на цыпочках», - говорил Сафонов.
Рука пароход, пальцы – пассажиры, рука поет – пальцы разговаривают, рука ходит на пальцах.
Интересны способы звукоизвлечения по Рузумовской:
1) «Утюжки» - ласковые прикосновения. Пальцевые фаланги сначала плоские, во время извлечения звука чуть приподнимаясь, как бы присасываясь к клавише;
2) «Молоточки» - округлые пальцы, близко прилегают к клавишам. Когда один палец падает вниз, другой в это время мгновенно отскакивает на поверхность клавиши – это дает беглость, рассыпчатость (классические сонаты);
3) «Гвоздики» - рука активна и резко толкает приготовленные пальцы – тычки с поверхности на дно клавиши – это дает силу, точность и звук трубы;
4) «Иголочки» - тихие, острые, колючие прикосновения на p , дают блеск, легкость. Пальцы более жесткие, вертикально фиксированные;
5) «Пудики» - пальцы округлые, их тяжелые, словно налитые, кончики близки к клавишам, медленно в них погружаются и припечатываются с ним с одинаковой тяжестью всем своим весом;
6) «Зацеп» - кончик вытянутого пальца в момент прикосновения закругляется – будто петля или воображаемое углубление, становясь надежной опорой для свободно подвешенной, гибкой руки (все кантиленные пассажи);
7) «Внедрение» - палец закругленный, подобный ноге полотера, растирающего паркет, как бы преодолевая сопротивление, продвигаясь рукой вперед и вглубь клавиши. Прием хорош для кантилены.
Билет № 9
Развитие и организация самостоятельности ученика
Процесс развития самостоятельности мышления длинен и сложный. Умение самостоятельно мыслить не дается человеку само, оно воспитывается путем определенной тренировки, воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося, используя свои пусть небольшие знания, дать возможность самому дойти до решения задач, т.е. использовать проблемно – поисковую форму.
В процессе обучения первую роль играет домашняя работа. Необходимо помочь в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Учащиеся музыкальных школ не могут уделять очень много времени фортепианной игре, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропадала зря. Одно из важных положений – гибко распределить свое время между различными объектами работы. Педагог должен акцентировать внимание на первоочередных задачах. Важно помнить, что урок – образец самостоятельной работы дома.
Важнейшее условие развития плодотворных домашних занятий ученика – всемерное развитие инициативы, навыков самостоятельной работы. Человеку свойственно по природе чувство самостоятельности, стремление самому все попробовать, испытать. Приходя на первые уроки музыки, дети сталкиваются с новой для них областью. Необходимо, чтобы ребенок с самого начала мог получить ответы на те многочисленные почему, которые не могут не возникнуть. Это явится залогом развития его самостоятельности.
Информация о музыке:
Судьба песни
План Шуберта, касавшийся публикации этих песен на двух языках - немецком и английском, - встретил полное одобрение у брата композитора Фердинанда, который так высказался на этот счет: "Действовать по-другому при издании твоих песен тебе давно было пора, но особенно мне понравился твой план из ...
Гитара в рок музыке. Фьюжн
С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре. Если в джазе законодателями ...
Равномерные темперации
§ 1. Попытки разрешить проблему строя, пригодного для музыкальных целей, посредством неравномерных темперации, окончились неудачей, так как эти темперации давали возможность пользоваться ограниченным количеством тональностей (в отдельных тональностях появлялись так называемые «воющие» интервалы). ...